воскресенье, 16 января 2011 г.

Про сессии

Я прямо даже на знаю как выразить свое негодование по поводу этого явления. Ну вот кто, кто их придумал? Вот уже девятая сессия в моей жизни и негодование еще больше. Потому что сессия однозначно сложнейшая за всю мою жизнь.
Уточню, не нравится мне не столько сессии, сколько система семестр-сессия. А сейчас по пунктам почему:

В течение семестра сложно себя замотивировать учиться
Мы так устроены, что отдаленные проблемы мы обычно рассматриваем сквозь пальцы. То есть если я знаю, что через неделю контрольная, то я приложу усилия, чтобы  к ней подготовиться. Но когда я знаю, что через 3 месяца сессия - желания шевелиться почему-то не возникает. А потом происходит пушистый лесной зверек...

Экстремальная подготовка к сессии не эффективна с точки зрения нашей памяти
Итак, пусть у нас есть студент Х и он учится по нашей любимой схеме. И вот как на зло, в течение семестра было только унылое начитывание леций без практик и контрольных(а что? сплошь и рядом). Что произойдет в большинстве случаев? Правильно, готовиться Х будет за три дня до экзамена. Мало того, что это сложно, так как предмет нужно осознать, так еще и запомнить надо.
И вот тут кроется проблема, которая меня очень печалит. После выхода с экзамена, знания начинают испаряться из головы с катастрофической скоростью.
Причина, думаю, всем ясна. Это естественный механизм работы нашей памяти.
Забавно, что сразу же после сессии у нас обычно каникулы. Вместо того, чтобы начать активно использовать свежевыученную информацию на практике и, тем самым, лучше ее закрепить - мы уходим на отдых. Тем самым только помогая памяти все забыть.

Стоимость ошибки на традиционном экзамене очень велика
Это конечно зависит от преподавателя, но обычно при хотя бы одной ошибке рассчитывать на отлично уже не приходится. Этот факт ведет к тому, что для многих людей экзамен - сильнейший стресс. Если бы у нас вместо одного экзамена в семестр было бы N, то ошибка на одном почти не влияла бы на итоговую оценку. И, как следствие, уровень стресса на таком экзамене был бы ниже.
Фактически, при классической схеме у нас есть всего один единственный шанс сдать экзамен. Но при этом тысячи возможностей его завалить - простыть перед экзаменом, просто допустить глупую ошибку и так далее.

Экзамен - это лотерея
Тут, наверное, даже комментировать нечего. Сколько раз вы получали не ту оценку, на которую рассчитывали, и в то же время кому-то рядом очень везло и он получал оценку существенно выше своих возможностей?
Чаще всего, экзамен это 2 теор. вопроса и задача. Но как по двум вопросам можно оценить знание студентом всего курса? Его понимание? А вдруг ему попались единственные 2 билета, которые он знал? Понятно, что 10 вопросов каждому на экзамене не задашь, но если, опять же, экзаменов будет N, то можно охватить 2N вопросов курса.


Что мы имеем в итоге? Все напряжение семестра и все его сложности в итоге концентрируются в одну точку - экзамен. Нереально при этом увеличивая риски и ухудшая качество оценки. Я думаю, что хорошим выходом из этой ситуации было бы увеличение "точек контроля" и распределение их по семестру. Судите сами, сплошной профит:
  • После первого такого экзамена мы гарантированно имеем набор студентов, понимающих что тут происходит. Поэтому можем продолжать давать новый материал не боясь, что кто-то не понял старый. 
  • Объем материала существенно меньше, соответственно проще и подготовиться, а также удержать знания в голове. А еще в качестве бонуса - при продолжении обучения мы активно используем выученные данные, не позволяя им, таким образом, забыться.
  • Стоимость ошибки на экзамене существенно снижается. Ошибся на одном? Не ошибся на других и получил свою заслуженную оценку.
  • Суммарно по всем экзаменам, получается куда больший охват вопросов. Соответственно, получаем более точную оценку 
UPD. Сейчас вспомнил еще одну причину нелюбви к классической системе – длина семестра. Сохранить на весь семестр, однократно прочитанную тему - нереально. Он просто слишком длинный. И вот, сижу, готовлюсь к алгоритмам и обидно мне, что вроде бы все на парах понимал, но сейчас все изучаю почти с нуля...

    22 комментария:

    1. Короче сессия - не весело :)

      ОтветитьУдалить
    2. Да, проблемы и несовершенство есть.

      ОтветитьУдалить
    3. Я почти уверен в том, что это все имеет смысл. Особенно, на фоне политической картины мира, которая в настоящий момент оставляет желать лучшего. И вообще, при чем тут сессия?

      ОтветитьУдалить
    4. Я согласна. Абсолютно и полностью. Точно так же отношусь к сессиям, точно так же считаю существующую систему образования в нашей стране неэффективной.

      ОтветитьУдалить
    5. Мне вообще кажется, что не только в сессии дело. Какой смысл читать огромное количество предметов, которое большей части студентов вообще не пригодится? Другое дело в буржуйляндии студент сам может выбирать какие предметы ему нравятся. Если предмет интересен, то и здавать его совсем не сложно.

      ОтветитьУдалить
    6. Не могу согласиться. Многие предметы могут вам и не нравиться, но тем не менее, быть очень полезными по жизни. Кроме того, как вообще узнать, что предмет не нужен то?
      Да и если выбирать только то, что нравится получим специалиста в том, что ему нравится, а не в том, что нужно отрасли.

      ОтветитьУдалить
    7. Альтернатива - это система тестов и баллов. Все те ее реализации что есть в нашей стране на порядок хуже классической сессии. А что там за рубежом сделано и как это работает можно сказать, только сравнив на практике.

      Тот же ЕГ - хотели сделать как во всем мире, а получилось то что получилось.

      ОтветитьУдалить
    8. Если есть 2 способа решения проблемы и оба плохие - надо искать третий))

      ОтветитьУдалить
    9. То что мне рассказывали о тестах звучит куда хуже, чем нормальная сессия. К тому же сессии в таком виде сдают с какого века, с 19? или раньше?

      ОтветитьУдалить
    10. В ВГУ (Воронеж) на ФКН были классическими аттестации. Проходили 3-4 раза в семестр, которые мы сдавали примерно в 3 дня ВСЕ текущие предметы. Аттестации были рубежными точками. Не могу сказать, что вспоминаю о них с радостью, но могу сказать, что наши каникулы длились месяц при условии успешной сдачи всех аттестаций. Но повторять опыт не хотелось бы, было бы здорово учиться без сессий, на собственной мотивации, когда всем все и так интересно и сами все замотивированы. Но это больше похоже на утопию. = )

      ОтветитьУдалить
    11. Вообще говоря, "отрасль" в разных случаях включает разные задачи, а следовательно требует различные навыки и знания. Например, в области программирования встречаются совершенно разные задачи. Начиная от программирования микроконтроллеров и заканчивая программированием для веб. И то, что жизненно необходимо первым, совершенно бесполезно для последних.

      А по поводу того вопроса какие предметы считать бесполезными, я вот что думаю. На первых курсах человек действительно не представляет, что может ему пригодится, поэтому сначала дают какие-то совсем базовые вещи, которые должны все точно знать. Это нормально.
      Потом, на 3-4 курсах должны даваться много курсов, которые покрывают множество областей, но не углубляются в них, для того, чтобы человек мог выбрать в направление (или направления), которое ему интересно, и в котором он хотел бы работать.
      А в магистратуре уже можно конкретно углублятся в данную предметную область. В конце-концов, настоящие специалисты в своем деле, обычно не очень хорошо разбирабтся в других вопросах. Для этого и необходимо предоставлять выбор самому студенту.

      ОтветитьУдалить
    12. Пожалуй, теперь соглашусь.

      Ольга, а в чем были проблемы с этими аттестациями? Что не нравилось?

      Учиться без сессий и аттестаций вполне можно. Самообразование называется. Или личного преподавателя иметь. Мне же все-таки хочется чтобы была Система образования.

      ОтветитьУдалить
    13. К тому же сессии в таком виде сдают с какого века, с 19? или раньше?

      Если они действительно существуют так давно, то совершенно точно пора что-то менять. Система образования 19го века не может работать в 21м, имхо.

      ОтветитьУдалить
    14. Работает - не трогай! :)))

      ОтветитьУдалить
    15. Не работает. В том то и дело.

      ОтветитьУдалить
    16. Фурсенко внимательно следит за этим постом

      ОтветитьУдалить
    17. А кто сказал, что кто-то должен мотивировать студентов? Абитуриент, поступая в вуз, делает выбор учиться ему или нет, нужно ему это образование или нет. Преподаватели всего лишь помогают, направляя студентов к тем или иным знаниям.
      Далее, кто сказал, что к обычной контрольной вы будите готовиться не в последнюю ночь? А если вы хоть что-то делали за семестр, то и в сессию вам останется только повторить уже изученное.
      Как правило, преподаватели видят, случайная это ошибка или ошибка по незнанию. А "самодуры" и в сессию, и на аттестации могут испортить жизнь студента.
      Лотерея? вряд ли. Сама сдавала "на слабо" самым строгим экзаменаторам, ничего - все реально. Надо просто головой думать.

      Мотивируйте себя сами, это не школа, в конце концов.

      ОтветитьУдалить
    18. Меня вполне устраивали аттестации. Да, так же, как на сессии, во время подготовки к сдаче аттестации было далеко не сладко. Но, если есть мотивация, то к аттестации начинаешь готовиться за неделю до того, что значительно снижает нагрузки.
      Потом, действительно, легче усваивать следующий материал курса. При чем часто у нас делали так: в первую аттестацию сдаешь все, что успели прочитать на лекциях, во вторую - весь новый материал + с предыдущей аттестации, ну и соответственно в последнюю аттестацию сдаешь материал всего курса. Учитывая, что времени на подготовку к аттестации обычно меньше, чем к экзамену, то даже к последней аттестации по всему материалу готовиться легче.

      ОтветитьУдалить
    19. > А кто сказал, что кто-то должен мотивировать студентов?
      Вроде никто и не говорил

      > Далее, кто сказал, что к обычной контрольной вы будите готовиться не в последнюю ночь?

      Так и будет, да. Но в этом и смысл. Итоговое время подготовки при классике - одна ночь. При N точек - N ночей.))

      ОтветитьУдалить
    20. Ситуация в стране с образованием удручающая, так как в большинстве случаев студенты выходят из вузов с знаниями не соответствующими его диплому и специальности на которую он учился. Я даже не говорю о тех кто покупает дипломы. Без нормальной мотивации к учёбе не один нормальный человек не будет впахивать зря. Человек поступает рационально, то есть ему совершенно не приносит не какой выгоды учиться лучше. Диплом ничего не стоит, стипендии мизерные. Зачем ? Если человеку хочется иметь хорошее образование по своей профессии он будет ходить только на нужные ему лекции и слушать нужный ему материал, а остальное сдаст абы как и ничуть не будет об этом сожалеть. Но ещё проблема в том что даже образование по нужным человеку предметам тоже не на высоте. И остаётся надеяться только на тех энтузиастов которые будут сами рыться в поиске полезного ему материала чтобы быть по настоящему специалистом в своей области.
      Только на одних этих энтузиастах страна далеко не уедет, да и тем более большинство из таких людей потом уезжают за границу в поиске нормального применения своим знаниям.

      ОтветитьУдалить
    21. Могу сказать, оглядываясь назад, что система аттестаций вцелом была неплоха, однако на последнем курсе у нас были и экзамены, так что было с чем сравнить. В итоге лично для меня, аттестации часто давали весьма разрозненные знания, наверно не хватало подкрепления и целостного понимания предмета в виде может быть и экзаменов, то есть опять-таки сессий, но уже просто для себя. Что касается того, были ли для меня они сложны или нет, - были. Наверно в первую очередь потому, что я готовилась всегда в последние ночи, как говорится, и эти три дня сдачи особенно в первые годы для меня были настоящим ежемесячным кошмаром. Потом стало как-то попривычнее и поспокойнее, глядя на остальные курсы, мы постепенно приходили к выводу, что можно ничего не делать, и в итоге все равно получать хорошие оценки. Возможно, что этим аттестациям не хватало строгости.

      ОтветитьУдалить
    22. Да, все правильно. Про это пишет Джефф Петти в книжке "Современное обучение". По законам памяти и научения все должно быть по-другому.

      ОтветитьУдалить